г. Москва, Локомотивный пр-д, д. 21, этаж 2 офис No27
Наилучшие доступные технологии как база нормирования сбросов сточных вод

Свежие записи

Найти по тегам

Подпишитесь на новости

Следуйте за нами

Наилучшие доступные технологии как база нормирования сбросов сточных вод

В связи с прогрессивным ростом нагрузок на водоемы в  современном обществе все острее встает вопрос о разработке единой законодательной базы нормирования сбросов сточных вод в водные объекты.

Так, в своем докладе главный инженер МУП «Горводоканал» г. Новосибирска Багаев Ю.Г. представил основные принципы нового подхода к нормированию загрязнения водных объектов.  

Автор доклада отмечает, что в Федеральном Законе «Об охране окружающей среды» (ст. 23) предусмотрено, что нормирование сбросов сточных вод должно осуществляться на основе наилучших существующих технологий с учетом социальных и экономических факторов. 

Для объектов коммунального хозяйства в ноябре-декабре 2010г. специалистами Межрегионального Союза проектировщиков (МРСП) и МУП г. Новосибирска «Горводоканал» был разработан Реестр НДТ, широко применяемых для очистки городских сточных вод и прошедших апробацию в наиболее развитых в экономическом отношении городах России.

К наилучшим доступным технологиям (НДТ) авторы методики отнесли следующие технологии:

  1. Полная биологическая очистка и обеззараживание  (НДТ -1)  
  2. Биологическая очистка с полным окислением и обеззараживание  (НДТ-2)  
  3. Полная биологическая очистка с удалением биогенных веществ и обеззараживание  (НДТ-3)  
  4. Полная биологическая очистка с доочисткой и обеззараживание  (НДТ-4)  
  5. Полная биологическая очистка с удалением биогенных веществ, глубокой доочисткой и обеззараживание (НДТ-5) 

Автор оспаривает существующее мнение, что полная биологическая очистка (НДТ-1) недостаточно эффективна в экологическом плане. Он утверждает, что данная технология позволяет удалять до 90-95% органических взвешенных веществ, что достаточно и эффективно с экономической точки зрения для крупных водотоков России (рек Обь, Енисей, Лена и др.).  Имеющееся же на ряде водных объектов превышение ПДК по загрязняющим веществам связывают не с низкой  эффективностью работы коммунальных очистных сооружений, а скорее со сбросом неочищенных поверхностных и сельскохозяйственных сточных вод.

Вторым вопросом, поднимающимся автором в докладе, является вопрос разработки регламента внедрения НДТ, который должен учитывать разнообразие условий сброса сточных вод в водные объекты. 

Этот регламент должен стать альтернативой использования в нормировании сбросов ПДК рыбохозяйственного назначения. Автор отмечает, что данный поход, несмотря на свою экономическую нерациональность, активно и повсеместно применяется при нормировании сбросов. «При отсутствии достаточной базы для расчета фоновых концентраций, необоснованности некоторых ПДК  рыбохозяйственного значения, нечеткости понятий целевых показателей качества воды и ассимилирующей способности водного объекта в большинстве случаев НДС устанавливается на уровне ПДК, что в результате приводит к бессмысленному вложению средств в создание систем глубокой доочистки для удаления 3-5% загрязнений, оставшихся после биологической очистки». 

 По мнению автора, в первую очередь на систему технологического нормирования необходимо перевести объекты коммунальной отрасли, которые сами не являются источниками образования загрязнений в отличие от промышленных предприятий и в тоже время ограничены в росте тарифов.

 В настоящее время специалистами МРСП разрабатывается Регламент внедрения НДТ для сточных вод городов и населенных пунктов. В докладе авторы представили результаты разработок.

Согласно разрабатываемому регламенту, выбор НДТ должен производиться исходя из экологического состояния водного объекта. 

  1. Необходимо произвести оценку превышения ПДК в расчетном створе ниже выпуска.
  2. Провести анализ влияния организованного выпуска на загрязнение водного объекта с помощью сравнения содержания контролируемых веществ в створах на 500 м выше и ниже выпуска при расчетном стоке реки 95% обеспеченности.
  3. Изменение индекса загрязненности водного объекта в черте населенного пункта.

Выбранная с учетом экологического состояния водного объекта технологическая схема очистки сточных вод должна быть просчитана на доступность ее применения для конкретного региона. С этой целью должны быть разработаны удельные капитальные затраты на строительство сооружений с целью определения сроков перехода на утвержденную НДТ. Ориентировочный уровень данных затрат приведен в таблице

Производительность очистных вооружений и величины  удельных и капитальных затрат на очистку по НДТ  (в текущих ценах на 01.01.2010г.)

 № п/пПроизводительность очистных сооружений включительно, тыс. м3/сут. НДТ-1
Удельные капитальные затраты, руб/м3 в год
 НДТ-2
Удельные капитальные затраты, руб/м3 в год
 НДТ- 3
Удельные капитальные затраты, руб/м3 в год
 НДТ-4
Удельные капитальные затраты, руб./м3 в год
 НДТ-5
Удельные капитальные затраты, руб./м3 в год
 1 До 10 9 080,0 9 988,0 11 985,014 755,017 706,0
 2 До 25 6 955,0 7 650,0 9 180,0 11 302,0 13 562,0
3 До 50 5 409,0 5 949,0 7 138,08 790,010 540,0
 4 До 100 4 443,0 4 877,0 5 852,0 7 196,08 635,0
 5 До 200 3 864,0 4 250,0 5 070,0 6 279,07 534,0

Принципы подбора НДТ, распространяются на показатели, характеризующие смесь хозбытовых и близких к ним по составу производственных сточных вод. Нормы сброса веществ, характеризующих специфические промышленные загрязнения, определяются в зависимости от их концентрации в поступающих стоках и эффективности задержания на сооружениях биологической очистки. Сброс специфических загрязняющих веществ в целом не должен оказывать отрицательного воздействия на водоприемник согласно «Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» утвержденной приказом МПР РФ № 333 от 17.12.2007г.

В условиях ежегодно уменьшающихся объемов сточных вод, поступающих на сооружения, в большинстве случаев требуется повышение эффективности очистки, т.е. переход на более высокую ступень НДТ.  Например, до 2011г. очистные сооружения канализации г. Новосибирска работали в режиме полной биологической очистки (НДТ-1), обеспечивая на выходе БПКполн-15 мг/л, азот аммонийный-5-8мг/л. В связи с проведенной модернизацией и реконструкцией сооружений, а именно внедрением современных аэрационных систем, а также снижения нагрузки на ил, сооружения биологической очистки переведены в режиме полного окисления по НДТ-2. С 2011г. действуют новые нормативы сброса, реконструкция сооружений продолжается.  Общие капитальные затраты на модернизацию сооружений с целью повышения качества очистки при снижении их производительности с 200 до 150 тыс. м3/сут. составили  около 50 млн. рублей.

Выводы.

В условиях задержки принятия Проекта Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экологического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий)» нормирование сброса органических веществ и биогенных элементов необходимо вести на основе НДТ-1, НДТ-2 и НДТ-3, подготавливая для получения разрешения на сброс сточных вод Постановления исполнительной  власти субъектов Федерации,  проводя при этом развернутую оценку степени влияния сбрасываемых сточных вод на водный объект и оценку доступности применяемой технологии для конкретного населенного пункта.   

Ссылка на источник:  http://bit.ly/S19sls

Поделитесь нашей новостью:

Консультация

Свяжитесь с нашими специалистами и получите консультацию о составе необходимых работ, на основе чего в кратчайшие сроки будет рассчитана стоимость вашего проекта

Письмо успешно отправлено